Разучивание песен с приемами мнемотехника
Как сформировать речь ребёнка, развить логическое и творческое мышление? Как быстро и легко выучить песню? На все эти вопросы может дать ответы система мнемотехники.
Мнемотехника в переводе с греческого - “искусство запоминания”. В нашем случае мнемотехника – эффективное запоминание структуры песни, а кроме того возможность развивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение, речь.
Пение наиболее доступный для дошкольников исполнительский вид музыкальной деятельности, который благотворно влияет на детский организм. Пение активизирует развитие речи, развивает фонематический слух. Кроме того, по мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики, укрепляет голосовой аппарат и способствует формированию правильной осанки. В области музыкальной психологии пение рассматривают, как одну из форм музыкотерапии воздействующей на возникновение различных эмоциональных состояний. Всё выше перечисленное подводит нас к мысли, что пение способствует успешному обучению и развитию органично развитой личности.
Работая в детском саду музыкальным руководителем, я на музыкальных занятиях сталкиваюсь с большой проблемой - детям трудно запоминать и правильно произносить тексты песен, стихов. В этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память, поэтому они лучше и быстрее запоминают картинки.
Мнемотехника как раз упрощает процесс запоминания текстов песен, попевок, стихотворений. Ответы можно найти в методике мнемотехника.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Это графическое или частично графическое изображение персонажей песни, сказки, стихотворений, явлений природы, некоторых действий. Изобразить нужно так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Цель использования мнемотехники в моей деятельности: развитие слуховой и зрительной памяти, для разучивания песен, стихов.
Основная задача: развитие музыкального слуха, умственной активности, сообразительности, наблюдательности.
Методика знакомства и разучивания песен с помощью картинок:
1. Прослушивание музыкального произведения;
2. Беседа о характере произведения,
3. Демонстрация мнемотаблицы.
4. Разучивание текста по фразам, с использованием таблиц.
5. Закрепление текста песни.
Суть мнемотаблиц (презентаций) заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание подбирается графическое или частичное графическое изображение персонажей, явлений природы, некоторых действий и т.п. В мнемосхемах к песням мы используем маленькие картинки (изображения). Схемы составлены так, чтобы нарисованное было понятно детям, вызывало у них наглядную ассоциацию и не отвлекало их внимания лишними деталями. Глядя на эти схемы и рисунки дети легко воспроизводят текстовую информацию. Мнемосхемы (презентации) служат своеобразным зрительным планом и помогают детям выстраивать последовательность запоминаемого текста.
Использование метода мнемотехники даёт хороший результат. Мы заметили, что применение мнемотаблиц (презентаций) в работе с дошкольниками позволяет детям лучше воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и удерживать в память долгое время.
Но, есть одна тонкость при работе с мнемотаблицами. Необходимо вовремя отойти от графического изображения текста, это позволит ребенку самому, без подсказок, исполнить разученную песню.
Вот например «Осенняя песенка»:
Листик желтый, листик желтый
На дорожку упадет:
Это значит, это значит,
Осень в гости к нам идет.
Таким образом ребенок, глядя на картинки - подсказки, легко и с удовольствием может воспроизводить текст песни.
«Петушок» рус. нар. мел.
Петушок, петушок, золотой гребешок,
Маслянаголовушка, шёлкова бородушка.
Что ты рано встаёшь, Громко песни поёшь,
Детям спать не даёшь?
«Осень» муз. Ю. Михайленко, сл. В. Петренко
1. Осень, осень к нам пришла,
Дождь и ветер принесла.
Кап-кап-кап,кап-кап-кап,
Дождь и ветер принесла.
2. Пожелтел зелёный сад,
Листья кружатся, шуршат.
Шу-шу-шу, шу-шу-шу,
Листья кружатся, шуршат.
3. Песни птичек не слышны, —
Подождём их до весны.
Чик-чирик, чик-чирик,
Подождём их до весны.
Песня «Зайчик» музыка М. Старокадомского, слова М. Клокова
Скачет между травками
Быстроногий зайчик,
Смял своими лапками
Белый одуванчик.
Полетели высоко
Белые пушинки.
Скачет зайчик далеко
По лесной тропинке.
«Кап-кап» муз. и сл. Ф. Филькенштейн
Кап, кап, кап вода.
На дворе весна,весна,
Солнышко пригрело,
Птички прилетели.
Чик-чик-чик-чирик
Распевают воробьи.
Весело летают,
Зёрна собирают.
«Спи, мой мишка» муз. Е. Тиличеевой, сл. Ю. Островского
Спать не хочет бурый Мишка —
Уж такой он шалунишка.
Я Топтыжку покачаю: —
Баю-баю! Баю-баю!
Ты ложись-ка на кроватку,
Спи, мой Мишка, сладко-сладко.
Я ведь тоже засыпаю: —
Баю-баю! Баю-баю!
«Дождик» Рус. нар. мел., Обр. Г. Лобачева. Слова А. Барто
Кап! Кап! кап! Кап!Кап! Кап! Кап!
Дождик, дождик — как да кап!
Мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять —
Мы промочим ножки.
Кап! Кап! Кап! Кап!Кап! Кап! Кап! Кап!Кап!
«Пришла зима» муз. М. Раухвергера, сл. Т. Мираджи
Снег идёт, снег идёт,
На дорожках снег и лёд.
Это к нам пришла зима,
Да, зима!
«Дед Мороз» муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной
Дед Мороз, Дед Мороз
Деткам ёлочку принёс.(2 раза)
А на ней фонарики,
Золотые шарики. (2 раза)
Дед Мороз, Дед Мороз
Он подарки нам принёс. (2 раза)
Вафли ароматные
И конфеты мятные. (2 раза)
«Ёлочка» муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Ивенсен
1. Сам, сам дедушка Мороз
Нам, нам елочку принес.
Всем, всем елочка видна
Всем, всем нравится она!
2. Ждем, ждем в гости мы ребят.
Пусть, пусть тоже поглядят.
Всех, всех за руки возьмем,
Все, все спляшем и споем.
«Зимняя пляска» муз. М. Старокадомского. сл. О. Высотской
1. Мы погреемся немножко,
Мы похлопаем а ладошки.
Хлоп! (10 раз)
2. Рукавицы мы надели,
Не боимся мы метели.
Да! (10 раз)
3. Ножки тоже мы погреем,
Мы попрыгаем скорее.
Прыг! (10 раз)
4. Мы с морозом подружились,
Как снежинки закружились.
Так! (10 раз)
«Паровоз» муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной
Загудел паровоз
И вагончик повёз.
Чох-чох, чу-чу!
Я далёко укачу!
«Песенка для мамочки» сл.и муз. Н. Уточкиной
Зазвенела песенка:
Пам-пам-пам
Заглянуло солнышко
К нам, к нам, к нам.
Песенка веселая,
Пам-пам-пам,ля-ля,
Улыбнулась песенке,
Мамочка моя
Песенку для мамочки я пою,
Потому, что мамочку. Я люблю.
Песенка веселая,
Пам-пам-пам,ля-ля,
Улыбнулась песенке,
Мамочка моя.
Скачет лучик солнышка
По стене,
Он поет о мамочке
И весне.
Песенка веселая,
Пам-пам-пам,ля-ля,
Улыбнулась песенке,
Мамочка моя.
«Моя бабушка» муз. М. Картушиной
1. Для моей бабуленьки, песенку спою,
Потому, что бабушку очень я люблю.
2.Бабущка, бабуленька, я к тебе прижмусь
Поцелую бабушку, нежно улыбнусь.
«Маме песенку пою» муз. Т. Попатенко, сл. Е. Авдиенко
1. Утром с песенкой встаю,
Ля-ля-ля, ля-ля-ля!
Маме песенку пою,
Ля-ля-ля, ля-ля-ля!
2. Мама раньше всех встаёт,
Ля-ля-ля, ля-ля-ля!
В детский сад меня ведёт,
Ля-ля-ля, ля-ля-ля!
3. А когда домой придём,
Ля-ля-ля, ля-ля-ля!
Вместе песенку споём,
Ля-ля-ля, ля-ля-ля!
«Воробьишки весной» Г. Вихаревой
Чик-чирик, чик-чирик,
Птички распевают,
Ручейки потекли,
Солнышко сияет.
2.Чик-чирик, чик-чирик,
Птички распевают,
В ручейках,в ручейках,
Крылышки купают.
3.Чик-чирик, чик-чирик,
Будем веселиться,
На дорожке веной,
Весело кружиться.
Песня-танец «Лучики сияют» Г. Вихарева
Вот восходит солнышко, лучики сияют.
Спать ложится солнышко, лучик отдыхает.
И тебя, и меня лучик согревает. (2 р.)
2. На деревьях весело набухают почки,
А потом появятся первые листочки.
Вот они, посмотри, первые листочки. (2 р.)
3. Вот летят воробушки, крылышками машут
И, кружась под солнышком, по дорожке пляшут.
Да-да-да, посмотри, по дорожке пляшут. (2 р.)
«Машина» муз. Т. Попатенко
1.В машине, в машине,шофёр сидит.
Машина, машина,идёт, гудит.
Би-би-би! Би-би-би!
2. В машине, в машине детей полно.
Поехали дети,глядят в окно.
Би-би-би! Би-би-би!
3. Вот речка, вот поле, вот лес густой
Приехали дети, машина стой!
Би-би-би! Би-би-би!
Песня «Игра с лошадкой» муз. Е. Кишко, сл. Н. Кукловской
1. Накормлю лошадку свежею травою.
Напою лошадку чистою водою.
2. А теперь достану вожжи с бубенцами,
Запрягу лошадку и поеду к маме.
3. Ты иди, лошадка, выше, выше ножки.
Мы с тобой поедем прямо по дорожке!
Считаю, чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы-модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и его готовности к школьному обучению. Ведь еще К. Д. Ушинский сказал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит налету».
Источник: https://infourok.ru/razuchivanie-pesen-pri-pomoschi-mnemotehniki-mladshaya-gruppa-3427846.html
Ещё больше мнемотаблиц на странице Презентации в моём блоге.
Ещё больше мнемотаблиц на странице Презентации в моём блоге.
1 комментарий:
семена адениума и взрослые адениумы
Где разместить статью с
активной ссылкой сайт с высоким ИКС
Отправить комментарий