Программа «Ладушки» 1998 года питерских авторов И. Каплуновой, И. Новооскольцевой ориентирована на возраст от трех лет. Цель программы – музыкально-творческое развитие детей в процессе различных видов музыкальной деятельности: музыкально-ритмических движений, инструментального музицирования, пения, слушания музыки, музыкально-игровой деятельности (плясок, игр, хороводов). Основная задача программы – введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой.
Программа «Музыкальные шедевры» О. П. Радынова, 1999 года ориентирована на возраст детей от трех до семи лет. Мы рассмотрим ее подробнее, поскольку в настоящее время это единственная программа по слушанию музыки.
Цель программы – формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. Программа содержит научно обоснованную и методически выстроенную систему формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста (от трех до семи лет), учитывающую индивидуальные и психофизиологические особенности детей и взаимосвязанную со всей воспитательно-образовательной работой детского сада. Программа ориентирована на две возрастные группы: от трех до пяти лет и от шести до семи лет. Репертуар основан на использовании произведений «высокого искусства», подлинных образцов мировой музыкальной классики.
Программа «Музыкальные шедевры» О. П. Радынова, 1999 года ориентирована на возраст детей от трех до семи лет. Мы рассмотрим ее подробнее, поскольку в настоящее время это единственная программа по слушанию музыки.
Цель программы – формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. Программа содержит научно обоснованную и методически выстроенную систему формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста (от трех до семи лет), учитывающую индивидуальные и психофизиологические особенности детей и взаимосвязанную со всей воспитательно-образовательной работой детского сада. Программа ориентирована на две возрастные группы: от трех до пяти лет и от шести до семи лет. Репертуар основан на использовании произведений «высокого искусства», подлинных образцов мировой музыкальной классики.
Еще одна программа петербуржцев Т. Н. Сауко и А. И. Бурениной «Топ, хлоп, малыши». Данная программа предполагает музыкально-ритмическое развитие детей 2-3 лет.
Цель программы – воспитание интереса к музыкально-ритмическим движениям, развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. Программа интересна наличием разнообразных музыкально-ритмических композиций, которые объединены в циклы по принципу усложнения заданий и разнообразия движения. Все игровые упражнения систематизированы в строгой последовательности и адаптированы именно для раннего возраста. Репертуар лежащий в основе – это пляски, песни с движением или игры с движением советских авторов Е. Тиличеевой, Т. Бабаджан, Е. Макшанцевой и других.
Буренина "Ритмическая мозаика" Книга
Буренина "Ритмическая мозаика" диск 1
Буренина "Ритмическая мозаика" диск 2, часть 1
Буренина "Ритмическая мозаика" диск 2, часть 2
Буренина "Ритмическая мозаика" диск 3, часть 1
Буренина "Ритмическая мозаика" диск 3, часть 2
Диагностика по Бурениной
Буренина "Ритмическая мозаика" диск 1
Буренина "Ритмическая мозаика" диск 2, часть 1
Буренина "Ритмическая мозаика" диск 2, часть 2
Буренина "Ритмическая мозаика" диск 3, часть 1
Буренина "Ритмическая мозаика" диск 3, часть 2
Диагностика по Бурениной
Методика Ветлугиной
Методика Радыновой
Методика Железновых
Календарно-тематическое планирование
Задачи музыкального руководителя ДОУ
Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения). Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.
Основными задачами музыкального воспитания можно считать:
1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.
2. Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.
3. Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно.
4. Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.
5. Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.
6. Развивать творческое отношение к музыке прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок.
Это помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь, танцевать. Конечно, такие проявления более характерны для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др.В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы; учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию.
Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни все три основные способности - ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма - выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, это свидетельствует о музыкальности; у других позже, труднее. Наиболее сложно развиваются музыкально - слуховые представления - способность воспроизводить мелодию голоса, точно ее, интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства детей эта способность проявляется лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей, подчеркивает музыкант-психолог Б.М.Теплов, не является показателем слабости или тем более отсутствие способностей. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.
В детском саду мы ежедневно занимаемся музыкальной деятельностью. Работаем над развитием музыкальных способностей, прививаем эстетический вкус. Детский сад и семья два главных коллектива, ответственных за развитие и воспитание ребенка.Музыкальное искусство имеет огромное значение в умственном, нравственном, эстетическом и физическом воспитании. Начинаем работать с детьми в возрасте от полутора лет и, провожаем их в школу. На этом этапе пути продолжительностью в шесть лет ребята систематически, последовательно занимаются всеми видами музыкальной деятельности. Учим детей петь, танцевать, слушать, играть на музыкальных инструментах. В процессе разучивания, пения у детей развивается память, крепнут голосовые связки, умение правильно дышать. Идет постоянная работа над дикцией, ребенок учится правильно пропевать звуки, слова, предложения.Учим детей выразительно, ритмично, красиво танцевать. Выражать в танце свои чувства и эмоции. Дети учатся приглашать на танец друг друга и провожать после танца. Танцевать это очень полезно для здоровья, у ребенка развивается правильная осанка, в дальнейшем он будет чувствовать себя уверенно в любой ситуации. Так же прививаем любовь к классической музыке, расширяется кругозор. При систематическом слушании музыки у детей вырабатывается усидчивость, внимание это уже подготовка к школе и дальнейшей жизни. Мы видим в каждом ребенке таланты и способности, помогаем развивать их в дальнейшем.
Музыка – средство воспитания, когда оно осознанно воспринимается ребенком. Человек, которому в детстве распахнули окно в мир прекрасного, умеет полнее и радостнее воспринимать жизнь, видеть мир многостороннее. И мы, взрослые, помогаем детям увидеть красоту в природе, в труде, учим волноваться и радоваться. Каждому родителю нужно помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет. Обучая музыке, мы воздействуем на общее развитие и духовный мир ребенка.
Музыкальные занятия с детьми всесторонне развивают и подготавливают их к обучению в школе. Для этого используется прогрессивные методы, которые позволяют развивать память, мышление и воображение с раннего возраста. Занятия музыкой влияют на интеллектуальное развитие, ускоряется рост клеток отвечающих за интеллект человека, влияет на эмоциональное самочувствие ребенка. Под действием музыки активизируются энергетические процессы организма направленные на физическое оздоровление. Поэтому на музыкальных занятиях мы тщательно отбираем музыкальный материал.
Развитие музыкальности у каждого ребенка свое, поэтому не нужно огорчаться, если у малыша не сразу, получается, петь и танцевать, для этого требуется время. На музыкальных занятиях мы развиваем каждого ребенка и подходим к каждому ребенку индивидуально.Большое внимание уделяется такому инструменту как – голос, именно голос способен стать основой музыкальной культуры человека в будущем. Здесь мы используем принцип “от простого, к сложному”,. Малыш подпевает, но очень осторожно, так как связки голоса тонкие и хрупкие. Обучая пению, мы учитываем физиологические особенности ребенка, методику работы над дыханием, темпом, дикцией. Песенный и танцевальный репертуар подбирается в соответствии с возрастной группой. Обучение предполагает индивидуальный подход и знание физиологии каждого возраста. Обучая навыкам и умениям играть на музыкальных инструментах, развиваем слух и эмоциональную отзывчивость. В младших группах дети подпевают взрослым, слушают, хлопают, топают. В старших группах детей учим петь хором, группами, водить хороводы, танцевать парами, мальчики учатся правильно приглашать девочек на танец. На музыкальных занятиях учим детей: любить петь песни, уметь слушать музыку разных жанров, правильно, красиво и эстетично двигаться. Хочется и родителям пожелать, чтобы дома, на отдыхе, во время прогулок со своими детьми уделяли внимание музыкальному воспитанию. И мы взрослые помогаем реально воспринимать действительность, не разрушая чудесный мир ребенка.
Годовой отчет музыкального руководителя о проделанной работе за 2017-2018 учебный год.
За период с 1.09.2017 г.- 29.05.2018 г. была проделана следующая работа:I. Регулярно проводились НОД в следующих возрастных группах:
- I младшие группы;
- II младшая группа;
- Средняя группа №1; Средняя группа №2;
- Старшая группа;
- Подготовительная к школе группа.
В процессе непосредственно образовательной деятельности дети занимались по следующим разделам:
А) Восприятие музыки: (целостное восприятие; музыкально-сенсорное развитие)
Б) Пение.
В) Песенное творчество.
Г) Музыкально ритмические движения.
Д) Развитие музыкально-игрового творчества.
Е) Исполнительская деятельность на детских музыкальных инструментах.
Непосредственно образовательная деятельность проводилась согласно проекту ООП ДОУ в соответствии с ФГОС два раза в неделю в каждой возрастной группе и соответствовала возрасту детей. Так же используется парциальная программа И.Каплуновой И.Новоскольцевой«Ладушки», «Праздник каждый день»; А. И. Буренина «Ритмическая мозаика»; О.П. Радынова «Музыкальное развитие детей».
Цель: Формирование у детей дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости на музыку, как средства развития общей культуры, нравственности, интеллекта.
Задачи: Воспитывать интерес ребенка к ценностям мировой музыкальной культуры.
Развивать навыки, умения, творческое воображение, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей.
Формировать нравственно- коммуникативные качества личности во всех видах музыкальной деятельности.
Формировать и развивать музыкальное творчество ребенка в трех позициях его музыкальной деятельности: слушатель, исполнитель, сочинитель.
Приобщать детей к русской народной музыкальной культуре.
Проводился мониторинг музыкального образования дошкольников детей 3-7 лет, который показал, что поставленные цели и задачи были выполнены.
II. В НОД использовала следующие здоровье сберегающие технологии:
-Дыхательная гимнастика
-Ритмо-пластика
-Фонопедические упражнения
-Артикуляционная гимнастика
-Психогимнастика
-Пальчиковая гимнастика
-Речь с движением
Фонопедические упражнения:
развивают носовое, диафрагмальное, брюшное дыхание
стимулируют гортанно-глоточный аппарат
стимулируют деятельность головного мозга
Речь с движением:
стимулирует развитие речи
развивает пространственное мышление
развивает внимание, воображение
воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность
Ритмопластика:
• развивает чувство ритма, музыкальный слух и вкус
• развивает умение правильно и красиво двигаться
• укрепляет различные группы мышц и осанку
• развивает умение чувствовать и передавать характер музыки
Пальчиковая гимнастика «Кто много поет, того хворь не берет!»:
• звук “о - о” оздоровляет среднюю часть груди;
• звук “а - а” массирует глотку, гортань, щитовидную железу;
• звук “о - и - о - и” массирует сердце;
• звук “а - у - э - и” помогает всему организму в целом.
Результаты музыкально-оздоровительной работы:
• повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;
• стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка;
• повышение уровня речевого развития;
• снижение уровня заболеваемости;
• стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года, не зависимо от погоды.
Результаты мониторинга
Образовательная область «Музыка»
• Содержание образовательной области «Музыка» направлен на достижение целей развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:- развитие музыкально-художественной деятельности;
- приобщение к музыкальному искусству.
• Цель достигается через музыкальную деятельность детей, посредством
основной общеобразовательной программы дошкольного образования
«От рождения до школы», «Ладушки» И.Каплуновой, И.Новоскольцевой.
• Мониторинг предусматривал оценку певческой, музыкально-ритмической деятельности, слушания, музыкально-инструментальной деятельности на основе использования наблюдения, заданий и др.
• Результаты мониторинга образовательной области «Музыка»
представлены в таблице.
III. Взаимодействие с родителями. Принимала активное участие во взаимодействии с родителями. Использовались традиционные и нетрадиционные формы работы: 1. Осеннее развлечение 2. Практические советы и индивидуальные репетиции к праздникам (октябрь, декабрь, февраль, апрель). 3. Своевременно вывешивались рекомендации и практические советы на музыкальном стенде (ноябрь, апрель). 4. Музыкально спортивный праздник для детей и взрослых «А ну-ка, девочки»;
IV. Взаимодействие с воспитателями ДОУ: Консультация: «Задачи музыкального воспитания и развития детей в условиях общественного воспитания и семьи»; Консультация: «Для чего нужны чешки» Консультация: «Создание условий для выражения ребенком результатов муз. восприятия в деятельности-игровой, художественной, двигательной» Подбор произведений Практикум: «Игротанцы»; Практикум: «Изготовление звучащих игрушек для самостоятельной музыкальной деятельности детей» Консультация: «Организация музыкальной деятельности вне занятий в летний период».
V. В течение года обновлялись методические пособия, дидактические игры, музыкальные инструменты, пополнился театрально - игровой реквизит.
VI. Посещала ГМО музыкальных руководителей.
VII. Представляла компьютерную презентацию на ГМО музыкальных руководителей на тему «Использование танцев на музыкальных занятиях».
VIII. На следующий учебный год я ставлю такие задачи:
-Продолжать изучать новые программы и методическую литературу в контексте с ФГОС.
-Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.
- Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.
-Совершенствовать знания современного содержания дошкольного образования воспитанников в области музыкального воспитания.
- Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения.
- Принимать активное участие в работе ГМО музыкальных руководителей, педагогических советах, семинарах МБДОУ
-Организовывать работу с одарёнными детьми и принимать участие в музыкальных творческих конкурсах.
-Изучать опыт работы лучших педагогов и коллег своего МБДОУ, города, области, коллег через Интернет.
-Продолжать внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.
Приоритетное направление в работе
Выполнение программы по музыкальному воспитанию детей:
Музыкальное воспитание в ДОУ осуществляется с учетом программы «От рождения до школы« под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С.Комаровой. Так же, в своей работе я использую ряд парциальных программ:
- И.Каплунова, И.Новоскольцева. Ладушки, Праздник каждый день;
- А. И. Буренина. Ритмическая мозаика;
- О.П. Радынова. Музыкальное развитие детей;
- Е.Н. Арсенина. Музыкальные занятия;
- Т.И. Суворова. Танцевальная ритмика;
- Т.Э.Тютюнникова. Инновационная программа «Элементарное музицирование с дошкольниками».
Результаты мониторинга Образовательная область «Музыка»
Содержание образовательной области «Музыка» направлен на достижение целей развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:
-развитие музыкально-художественной деятельности;
-приобщение к музыкальному искусству.
Цель достигается через музыкальную деятельность детей, посредством основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», а также дополнительных программ «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой и «Ладушки» И.Каплуновой, И.Новоскольцевой.
Мониторинг предусматривал оценку певческой, музыкально-ритмической деятельности, слушания, музыкально-инструментальной деятельности на основе использования наблюдения, заданий и др. • Результаты мониторинга образовательной области «Музыка» представлены в таблице.
Результаты мониторинга. Образовательная область «Музыка»
Уровень освоения программ
|
2 младшая группа
|
Средняя группа №1
|
Средняя группа №2
|
Старшая группа
|
Подготовит. группа
|
|||||
Сен
|
Май
|
Сен
|
Май
|
Сен
|
Май
|
Сен
|
Май
|
Сен
|
Май
|
|
Высокий
|
23%
|
46%
|
52%
|
60%
|
31%
|
40%
|
44%
|
50%
|
49%
|
65%
|
Средний
|
49%
|
40%
|
45%
|
38%
|
51%
|
50%
|
50%
|
45%
|
44%
|
33%
|
Низкий
|
28%
|
14%
|
3%
|
2%
|
18%
|
10%
|
6%
|
5%
|
7%
|
22%
|
Своевременный мониторинг музыкально-эстетического развития дошкольников позволил выявить уровень музыкального развития, а также определить его в соответствии возрастным нормам музыкального развития.
МОНИТОРИНГ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 7 ЛЕТ
Автор методики: Радынова О.П. Диагностика музыкальных способностей проводится 2 раза в год, с проведением диагностических срезов развития. Для каждой возрастной группы определяются показатели и задания, которые позволяют судить о динамике развития музыкальных способностей. Результаты обследования заносятся в графы диагностических карт. Диагностика проводиться в течение нескольких занятий. Некоторые задания дети выполняют небольшими группами, а некоторые – индивидуально. Диагностика проводится на программном материале.
Цель: Обследование проводится для выявления у детей трёх основных музыкальных способностей: - ладового чувства, - музыкально – слуховых представлений, - чувства ритма, - организации коррекционной работы в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка.
Метод: Наблюдение за детьми на музыкальных занятиях и индивидуально, а также выполнение специально подобранных заданий. Оценка уровня музыкальных способностей: Оценивать уровень музыкальных способностей рекомендуется по трехбалльной системе: 3 – высокий уровень (ребёнок самостоятельно справляется с заданием). 2 – средний уровень (справляется с заданием при поддержке взрослого). 1 – низкий уровень (ребёнок не справляется с заданием).
При проведении диагностики в условиях музыкальных занятий рекомендуется руководствоваться следующими критериями:
Ладовое чувство
1.Внимание 3 – Слушает музыку, не отвлекаясь от начала до конца. Внимание сосредоточено. 2 - Слушает музыку, слегка отвлекаясь. Внимание слегка рассеяно. 1 - Слушает музыку невнимательно. Внимание рассеяно. 2.Просьба повторить 3 – Эмоционально отзывается на музыку, высказывает свои суждения, хорошо ориентируется в знакомых муз.произведениях. Просит повторить. 2 – Проявляет недостаточную эмоциональную отзывчивость. Не очень активно реагирует на прослушанное музыкальное произведение. Просит повторить с наводящих вопросов педагога. 1 – Никак не реагирует на прослушанную музыку. Не способен запомнить музыку. Не просит о повторе музыкального произведения. 3. Наличие любимых произведений 3 – Перечисляет знакомые пьесы, имена композиторов. Узнаёт муз.произведение по вступлению, по отдельным частям, называет любимые, объясняя почему они нравятся. 2 – Называет музыкальные произведения с наводящих вопросов педагога, путается в названиях произведений. 1 – Не проявляет никакого интереса к музыкальным произведениям, затрудняется с названием музыкальных произведений, их авторов. 4. Эмоциональность 3 – умеет выразить свои чувства в слове, выразительность мимики и пантомимики, умеет передать разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и её содержания (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревога), а также сопереживать тем чувствам, которые выражены в произведении. 2 – не ярко проявляет свою эмоциональность 1 – не умеет выразить свои чувства в слове, отсутствие выразительности мимики и пантомимики, а также не сопереживает тем чувствам, которые выражены в произведении. 5. Высказывания о музыке с контрастными частями 3 - Определяет характер музыкальных произведений и их жанр. Самостоятельно различает 2 -3 частную форму. 2 – Определяет 2 – 3 частную форму, иногда ошибаясь, со словесной помощью педагога. 1 – Не различает форму музыкального произведения. 6. Узнавание знакомой мелодии по фрагменту 3 – Легко узнаёт музыкальное произведение по их вступлению, по отдельным их частям. 2 - Легко узнаёт музыкальное произведение по их вступлению, по отдельным их частям, но допускает ошибки. 1 – Затрудняется с выполнением задания. 7. Определение окончания мелодии 3 – Точно определяет окончание мелодии с первого раза. 2 – Определяет окончание мелодии с помощью педагога. 1 - Не может определить окончание мелодии после нескольких попыток и при помощи педагога. 8. Определение правильности интонации в пении у себя и у других 3 – Очень чувствителен к точности интонации 2 – Сомневается в определении точности интонации у себя и у других. 1 – Не может определить точность интонации ни у себя, ни у других.
Музыкально – слуховые представления
1. Пение знакомой мелодии с сопровождением 3 – Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки. 2 – Поёт, не всегда чисто интонируя. 1 – Поет, неточно интонируя, с помощью педагога. 2. Пение знакомой мелодии без сопровождения 3 – Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки. 2 – Поёт не очень чисто, интонируя звук, с помощью педагога. 1 – Поёт, неточно интонируя, или вообще не поёт. 3. Пение малознакомой мелодии с сопровождением 3 – Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки. 2 – Поёт, не всегда чисто интонируя, с помощью педагога. 1 – Поет, неточно интонируя, или вообще не поёт. 4. Пение малознакомой мелодии без сопровождения 3 – Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки. 2 – Поёт не очень чисто, интонируя звук, с помощью педагога. 1 – Поёт, неточно интонируя, или вообще не поёт. 5. Воспроизведение хорошо знакомой попевки из 3 – 4 звуков на металлофоне 3 – Мелодия подбирается по слуху самостоятельно. 2 - Мелодия подбирается на инструменте по слуху с небольшой помощью педагога. 1 - Мелодия вообще не воспроизводится на инструменте. 6. Подбор по слуху малознакомой попевки 3 – Мелодия подбирается по слуху самостоятельно. 2 - Мелодия подбирается на инструменте по слуху с небольшой помощью педагога. 1 - Мелодия вообще не воспроизводится на инструменте.
Чувство ритма
1. Воспроизведение в хлопках, в притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка мелодии (более сложного, чем в младших группах); 2. Выразительность движений и соответствие их характеру музыки с малоконтрастными частями; 3. Соответствие ритма движений ритму музыки (с использованием смены ритма).
Самообразование
Цели самообразования Для чего воспитателю необходимо совершенствование своих умений? Среди целей самообразования этого специалиста можно выделить: углубление методических знаний; усовершенствование и расширение методов воспитания и обучения на основе расширения психологического и общепедагогического кругозора; рост общекультурного уровня специалиста; овладение современными достижениями передовой педагогической науки и практики. - Читайте подробнее на SYL.ru: https://www.syl.ru/article/334134/otchet-vospitatelya-po-samoobrazovaniyu-trebovaniya-osobennosti-i-rekomendatsii
Планирование деятельности Отчет воспитателя по самообразованию должен содержать в себе индивидуальный план, в котором описывается, что и в какие сроки важно выполнить, освоить и сделать. Его разработкой педагог занимается в начале года. В это же время со старшим воспитателем оговаривается форма, по которой должен быть предоставлен отчет по самообразованию воспитателя в саду, а также сроки его окончательного составления. Теоретическое изучение темы Отчет по самообразованию воспитателя в детском саду должен содержать в себе перечень проводимой работы, которая необходима для более эффективного решения стоящей перед педагогом проблемы, а именно по следующему: знакомству с предметом самообразования и накоплению материала; изучению необходимой специальной литературы; ведению отчетной документации. Все этапы проделанной работы должен отражать отчет по самообразованию воспитателя в саду. В том числе это может быть указание на участие педагога в ГМО, что позволило ему обогатить опыт работы, а также на посещение семинаров, консультаций и курсов повышения квалификации. Практическая деятельность Отчет воспитателя по самообразованию должен содержать в себе описание работы по применению знаний, умений и навыков в работе с детьми. - Читайте подробнее на SYL.ru: https://www.syl.ru/article/334134/otchet-vospitatelya-po-samoobrazovaniyu-trebovaniya-osobennosti-i-rekomendatsii
Практическая деятельность состоит в следующем: в мониторинге по выбранной тематике, который делается в начале и в конце учебного года; анализе условий, которые необходимы для реализации выбранной темы; разработке и проведении бесед, образовательных ситуаций, развлечений и праздников; организации выставок, на которых представлены детские работы; реализации творческих проектов среди своих воспитанников; организации кружковой деятельности; изготовлении атрибутов и пособий, картотек и проч.; создании для детей современной предметно-развивающей среды. Подведение итогов Отчет по самообразованию воспитателя ДОУ должен заканчиваться анализом проделанной работы. Это позволит оценить не только эффективность решения задач по устранению той или иной проблемы, но и степень повышения квалификации педагога. В какой форме должен быть предоставлен отчет воспитателя по самообразованию? Требования руководителя ДОУ будут являться приоритетными в этом вопросе. Отчитаться о проведенной работе по самообразованию педагог, помимо составления отчета, может таким образом: выступая с докладом; проведя открытые просмотры в ДОУ; составив презентацию по созданной им в группе развивающей среде и педагогическим наработкам; опубликовав статью. Однако стоит помнить о том, что вне зависимости от выбранной темы отчет о самообразовании воспитателя ДОУ не должен представлять собой только красочно поданную информацию. Работа по совершенствованию умений и знаний даст свои положительные результаты только в тех случаях, когда будет вестись планомерно, целенаправленно и систематически. Этот процесс станет предпосылкой для формирования повышения профессионального мастерства и творческой активности каждого из педагогов ДОУ. На основе отчета воспитателя по самообразованию план по такой работе должен быть составлен для всех специалистов детского сада. - Читайте подробнее на SYL.ru:https://www.syl.ru/article/334134/otchet-vospitatelya-po-samoobrazovaniyu-trebovaniya-osobennosti-i-rekomendatsii
Развивать собственные способности в перепроектировании работы с детьми на основе тенденций достижения психологии и педагогической науки, а также социального общественного заказа; проявлять творческий потенциал; пропагандировать собственные достижения; развивать исследовательскую деятельность. - Читайте подробнее на SYL.ru: https://www.syl.ru/article/334134/otchet-vospitatelya-po-samoobrazovaniyu-trebovaniya-osobennosti-i-rekomendatsii
Новые подходы к музыкальному образованию требуют и использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей.
ОТЧЁТ по САМООБРАЗОВАНИЮ
по теме: «Развитие музыкальных способностей дошкольников посредством ритмодекламации»
Автор: Чудмаева Ирина Михайловна, музыкальный руководитель МБДОУ №50
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.
Тема самообразования: «Развитие музыкальных способностей дошкольников посредством ритмодекламации» выбрана мною не случайно.
Так как, в последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, то самообразование по этой теме для меня очень важно.
Для того чтобы достичь мастерства в педагогической деятельности, нужно много учиться, познавать детскую психику, возрастные особенности развития детей.
Различные стороны игры постоянно являлись предметом внимательного и детального изучения. Работая с детьми дошкольного возраста, я пришла к выводу, что новые подходы к музыкальному образованию требуют и использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей. В дошкольном музыкальном образовании существует особый вид деятельности, который называется – ритмодекламация. Декламация оказывает огромное влияние на развитие вокальных данных детей. Речевые упражнения развивают не только ритм, но и голос
Для того чтобы начать работу, я изучила методическую литературу:
• За основу в своей работе я взяла Основную общеобразовательную программу дошкольного образования "От рождения до школы" (Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева.
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
Баренбойм Л.А. Система музыкального воспитания К.Орфа. М.-Л., 1970г
Богодяж О. Инновационные технологии в развитии музыкальности дошкольников. www.in-ku.com.ru.
Боровик, Т.А. О ритмодекламации / Т.А. Боровик. // Музыкальный руководитель. – 2004. – № 5. – С. 23-28.
Лопухина, И. Логопедия. Речь, ритм, движение / И. Лопухина. – СПб., 1997. – 119 с.
Программа музыкального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста «Орфей» / И.Г. Галянт, Т.Л. Митрофанова, С.Н. Ерохина. – Челябинск, 1997. – 198 с.
Буренина А. Коммуникативные танцы-игры для детей. – С-П.: Ленинградский областной институт развития образования. 2004г.
Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М: Просвещение.1983г.
Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Этот удивительный ритм: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений.- СПб.: «Композитор», 2005. – 74с.
Леонтьев А.Н. О формировании способностей // Вопросы психологии. 1960.№ 1. - С. 7-17.
Тютюнникова Т. Элементарное музицирование – «знакомая незнакомка». Дошкольное воспитание. 1997г. №8 с.116-120, 2000г. №5 с.133-141.
Исходя из выше изученной литературы, я выбрала путь, который показался мне самым верным – развивать у дошкольников чувства ритма и речь через танцы, игры и музыку. Работа по ритмодекламации реализуется музыкальным руководителем через согласованную работу, интеграцию и профессиональное сотрудничество всех взрослых. В соответствии с современными требованиями к дошкольному образованию и воспитанию, я сформулировала и определила для своей работы следующие цели и задачи:
Основная цель – это, прежде всего, развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения, каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи.
Для реализации данной цели я поставила следующие задачи:
• концентрация внимания детей на координации их собственных движений с пением, с музыкальным метроритмом.
• создание предметно - игровой среды, отвечающей современным требованиям и способствующей развитию самостоятельной танцевально-вокально-игровой деятельности;
• освоение современных технологий и методов ритмодекламации;
• разработка картотеки игр и упражнений;
• повышение личной компетентности в данном вопросе.
• ритмизование речи, что является органической частью развития музыкального слуха детей. Ценность координационно - подвижных игр в том, что они:
- являются одной из эффективных форм психологического переключения во время занятий
- дают возможность детям “играть” своим телом, передающим творческую активность
- развивают двигательные способности, память, чувство ритма, речевое интонирование
- учат ребенка ощущать свое тело и управлять им; бережно относиться к партнеру во время занятий; угадывать намерения друг друга, сотрудничать.
Работа по применению ритмодекламации в работе с детьми дошкольного возраста способствовала развитию чувство ритма, координации между слухом, жестом и голосом, музыкальной памяти.
Кроме того, у детей улучшилась работоспособность, повысился интерес к музыкальным занятиям, внимание стало более устойчивым, движения стали более ритмичными и координированными, речь стала более четкой и внятной, наступило речевое раскрепощение ребенка, улучшился эмоциональный фон, сформировано позитивное взаимодействие детей в коллективе.
В марте текущего года я показывала мастер-класс на ГПМО «Развитие музыкально-пластических способностей дошкольников средствами сюжетно-образного танца».
Чтобы детям было проще уловить заданный музыкальным произведением ритмический рисунок, основную мелодию следует исполнять. Для этого мелодия должна быть снабжена текстом, понятным по смыслу и доступным для быстрого запоминания ее детьми. Начиная с простейших заданий – игр, музыкальные упражнения постепенно усложняются, становясь все увлекательнее.
Использование ритмодекламации способствует формированию естественного звучания голоса, выработке речевого и певческого дыхания, развитию четкой дикции и выразительного исполнения различных настроений в речевом или музыкальном материале. Пение позволяет научить регулировать дыхание, развивать продолжительность выдоха, формирует чувство ритма и темпа речи. Целесообразно подбирать такой материал, который можно инсценировать по ходу его исполнения. Координационно-подвижные игры – это игры соединяющие речь и движение, главное значение в них имеет ритм.
В ходе организации и проведения сюжетно - ролевой игры решались следующие задачи:
воспитательные:
- воспитывать у детей дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма;
образовательные:
- расширить диапазон детских танцевальных игр;
- учить танцевать и играть вместе;
развивающие:
- развивать у детей творческое мышление, воображение, фантазию;
- развивать речевое и танцевальное взаимодействие;
- развивать двигательную, ритмическую и коммуникативную способности.
Таким образом, исполнение ритмодекламаций развивает у детей весь комплекс музыкальных способностей, творческое воображение, эстетическое восприятие музыки, чувство уверенности в себе, своей значимости в коллективе. Дети с удовольствием музицируют, получая радость от общения с музыкой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий