Ритмодекламация

Развитие музыкальных способностей у дошкольников 
посредством ритмодекламации

 
Как называется то, что с таким увлечением исполняют дети на музыкальных занятиях, праздниках и даже дома? Этот довольно новый в дошкольном музыкальном образовании вид деятельности называется ритмодекламация.
Ритмодекламация представляет собой синтез поэзии и музыки – широко применялась композиторами ещё в XX веке. Её называли «музыкальной речью», «речевым интонированием в ритме». Название же «ритмодекламация» подчёркивает именно ритмизацию текста при выразительном речевом интонировании.
В современной музыкальной методике обучения дошкольников ритмодекламация рассматривается как одна из перспективных форм развития музыкального слуха, голоса, чувства ритма у детей.
На первом плане в ритмодекламации выступает соединение одного из важнейших параметров музыкального языка — ритма — и выразительного речевого интонирования. При этом поэтический текст очень тонко взаимодействует с музыкой, отражая малейшие изменения в настроении, характере музыкальной ткани, что многократно усиливает эмоциональный эффект от прослушивания.
Чёткая ритмическая организация музыкально-исполнительского процесса активизирует у детей развитие внимания, сосредоточенности, быстроты реакции, координации слуха, голоса и движения, способствует интенсивному развитию чувства ритма.
Отстранение же от пения, с одной стороны, упрощает процесс музыкального интонирования (детям проще и естественнее говорить, чем петь), с другой стороны, направлено на развитие интонационного мышления, где музыкальный слух взаимодействует с речевым. До тех пор, пока ребёнок не услышит, как он говорит, не научится контролировать свою речь, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь.
Почему же ритмодекламация как вид музыкальной деятельности так нравится всем детям, почему даже плохо поющие ребята с огромным желанием исполняют эти модели?
Во-первых, это интересное, зачастую необычное, завораживающее своей новизной соединение стилистически разноплановой, красивой, эмоционально-образной музыки (от старинных музыкальных произведений 15—16 вв. до современных джазовых импровизаций, от образцов мирового музыкального детского фольклора до компьютерной музыки) и ярких, самобытных поэтических текстов (от детских потешек, скороговорок до высоко художественных произведений поэтов эпохи Возрождения, романтизма, неоклассицизма).
Передача таких ярких музыкально-художественных образов вызывает у ребёнка живой интерес, побуждает активно искать соответствующие интонации в голосе, выразительную характерную мимику, пластику движения.
Во-вторых, это доступность и удобство исполнения данных моделей. Опора здесь на речевое интонирование даёт возможность равноценного участия в процессе музицирования всех детей, несмотря на певческий диапазон голоса и уровень развития вокально-слуховой координации. Даже дети с плохой координацией слуха и голоса с удовольствием исполняют ритмодекламации, не испытывая неуверенности в себе, закомплексованности, не чувствуя себя «ущербными».
Именно благодаря ритмодекламации у многих таких ребят возникает интерес к музыкальной деятельности, в частности, к пению, музыка начинает увлекать, активно развивается музыкальный слух, координация слуха и голоса. Благодаря чередованию во многих ритмодекламациях пения и речи голосовые мышцы ребёнка успевают отдохнуть в процессе исполнения, снимается излишняя напряжённость, тем самым детский голос предохраняется от усталости и перенапряжения.
Таким образом, исполнение ритмодекламаций развивает у детей весь комплекс музыкальных способностей: музыкальную отзывчивость, эмоциональность, творческое воображение, эстетическое восприятие музыки, чувство уверенности в себе, осознание своей значимости в коллективе. Дети с удовольствием музицируют, получая радость от общения с музыкой.
Массаж спины - “Дождик” муз.Е.Попляновой
Дети выстраиваются в колонну друг за другом и выполняют массаж впереди стоящему ребенку, при повторении дети поворачиваются в другую сторону.
1. Дождик бегает по крыше,
Дети ритмично похлопывают ладошками по всей спине впереди стоящего ребенка.
Бом, бом, бом! По веселой звонкой крыше,
Постукивают пальчиками. Бом, бом, бом!
2. Дома, дома посидите,
Поколачивают кулачками. Бом, бом, бом!
Никуда не выходите,
Растирают ребрами ладоней. Бом, бом, бом!
3. Почитайте, поиграйте - Кладут ладони на плечи и большими пальцами
В дом, дом, дом, растирают плечи круговыми движениями.
А уйду – тогда гуляйте, Поглаживают ладонями сверху вниз.
Бом, бом, бом!
Игра 
Козлики, какие вы? - Рогатые, рогатые. Приставить «рожки» к голове
Котики, какие вы? - Мохнатые, мохнатые. Погладить свои руки
Зайчики, какие вы? - Ушастые, ушастые! Приставить раскрытые ладони к голове
Волчата, какие вы? - Зубастые, зубастые! Соединить кисти, постучать кончиками пальцев
Ёжики, а ёжики, какие вы? - Колючие, колючие! Ладони в замочек, поднимать и опускать пальцы
Мячики, какие вы? - Прыгучие, прыгучие! Тарелочки или Прыжки на месте
Девочки, какие вы? - Красивые, красивые! Пружинки с поворотом или наклоны головы в стороны
А дети какие? - Любимые, любимые! Развести руки в стороны и обнять себя
Мальчики, , какие вы? - Сильные, мы сильные! Развести руки в стороны на уровне плеч и согнуть их
Список использованной литературы.
1. Боровик, Т.А. О ритмодекламации / Т.А. Боровик. // Музыкальный руководитель. – 2004. – № 5. – С. 23-28.
2. Лопухина, И. Логопедия. Речь, ритм, движение / И. Лопухина. – СПб., 1997. – 119 с.
3. Программа музыкального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста «Орфей» / И.Г. Галянт, Т.Л. Митрофанова, С.Н. Ерохина. – Челябинск, 1997. – 198 с.
Развитие чувства ритма у детей
Проработав много лет музыкальным руководителем, хочу поделиться опытом работы по развитию чувства ритма у детей с нарушениями речи.
Ритм формирует тело и дух человека, избавляет от физических и психологических комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество.
Чувство ритма имеет три основных компонента:
темпа - способность к восприятию и воспроизведению темпа следования опорных звуков;
метра – способность к восприятию и воспроизведению акцентированных и не акцентированных звуков;
ритмического рисунка – способность к восприятию и воспроизведению отношений длительности звуков, пауз
Если чувство ритма несовершенно, то у детей замедляется становление развернутой речи, она не выразительна и слабо интонирована. В результате этого дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания, а в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.
Для того чтобы развить чувство ритма у дошкольника, необходимо научить его воспринимать, правильно координировать движения с воспринятой на слух музыкой или ритмическим рисунком. Под влиянием музыкально-ритмических упражнений, устанавливается гармония во взаимодействии психических и физических функций. На музыкальных занятиях, для развития чувства ритма у детей с тяжелыми нарушениями речи используются упражнения и игры :
1. Для развития чувства темпа и ритма:
Упражнения с маршировкой
Следует помнить, что ни в чем: ни в осанке, ни в жесте, ни во взгляде, ни в выражении лица – не заключается столько элементов ритма, сколько имеется в маршировке, так как стопа во время прикосновения к земле неуклонно отмечает точку опоры для ритма.
В начале учебного года ведется работа над четким исполнением шага, отрабатывается координация движений общей моторики, по мере усложнения задания, в дальнейшем детям предлагается исполнить марш с атрибутами (ритмическими палочками, молоточками, флажками и т.д.).
Упражнения с мячами – фитболами.
При использовании упражнений с мячами у детей формируется правильная осанка, развивается: дыхание, координация речи и движений, общая моторика. Для этого на занятии используются:
- комплекс общеразвивающих и дыхательных упражнений под музыку
- игровые упражнения на координацию движения и речи
- звучащие стихи
- музыкально-ритмические композиции
Массаж, самомассаж тела
В ритме музыки и песен детям предлагается: похлопать, пошлепать, постукать, пощипать, погладить свое тело.
Игры: игры с именами, приветственные игры.
При использовании таких игр на занятии осуществляется коррекция психических функций: внимания, памяти, слухового восприятия, коррекция моторной сферы.
Приветственные игры используются для создания благоприятной обстановки на занятии, заряда положительных эмоций.
Игра на детских музыкальных инструментах
Довольно часто у детей с ОНР, с заиканием наблюдаются нарушения темпа и ритма не только речи, но и движений. Дети играют в оркестре несложные музыкальные произведения, народные мелодии, что целесообразно сопровождать игрой самого музыкального руководителя на фортепиано, баяне, аккордеоне или фонограммой. Это удобно, так как позволяет музыкальному руководителю дирижировать детским оркестром.
Развитие координации речи и движения. Ритмодекламация
Ритмодекламация – это четкое произнесение текста или стихов в заданном ритме. Основная цель – это, прежде всего, развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения. Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи.
Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т.п.). Использование ритмодекламации способствует формированию естественного звучания голоса, выработке речевого и певческого дыхания, развитию четкой дикции и выразительного исполнения различных настроений в речевом или музыкальном материале
Вокально-двигательные разминки
Цель: сконцентрировать внимание детей на координации их собственных движений с пением, с музыкальным метроритмом.
Чтобы детям было проще уловить заданный музыкальным произведением ритмический рисунок, основную мелодию следует исполнять. Для этого мелодия должна быть снабжена текстом, понятным по смыслу и доступным для быстрого запоминания ее детьми. Начиная с простейших заданий – игр, музыкальные упражнения постепенно усложняются, становясь все увлекательнее.
Вокальные упражнения
Практика показывает, что упражнения речевого этапа помогает детям легко и незаметно подготовить свои голоса к пению, поскольку их голосовой аппарат уже разогрет и готов к пению.
Вокальные упражнения очень важны для формирования координации слуха и певческого голоса
Пение с движением
Пение позволяет научить регулировать дыхание, развивать продолжительность выдоха, формирует чувство ритма и темпа речи. Целесообразно подбирать такой материал, который можно инсценировать по ходу его исполнения.
Координационно-подвижные игры
Координационно-подвижные игры – это игры соединяющие речь и движение, главное значение в них имеет ритм. Ритмизованная речь здесь является органической частью развития музыкального слуха детей. Ценность координационно - подвижных игр в том, что они:
являются одной из эффективных форм психологического переключения во время занятий
дают возможность детям “играть” своим телом, передающим творческую активность
развивают двигательные способности, память, чувство ритма, речевое интонирование
учат ребенка ощущать свое тело и управлять им; бережно относиться к партнеру во время занятий; угадывать намерения друг друга, сотрудничать.
Элементарное музицирование
Музицирование – взаимосвязь музыки, движения и речи. Для музыкального воспитания речевые упражнения важны прежде всего потому, что музыкальный слух развивается во взаимосвязи с речевым. Ребенок учится пользоваться выразительными средствами, общими для речи и музыки. К ним относятся: темп, ритм, регистр, артикуляция. Речевые упражнения – это ритмические декламации стихотворного и прозаического текста, ритмической основой для которых служит ритм модели. Для озвучивания используются сначала звучащие жесты, потом музыкальные инструменты. Базой для речевых упражнений служат: считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки и т.д. широко используются в речевых упражнениях игра чисто звуковыми элементами речи необходимыми для детей с нарушением речи. Инструментальное сопровождение речевых упражнений дает дополнительные богатые возможности для различных интерпретаций.
Развитие мелкой моторики. Пальчиковые игры
- Пальчиковая “азбука” (“Раз, два, три, четыре, пять – вышли пальцы танцевать”)
- Пальчиковый аккомпанемент
- Пальчиковые игры - песни
Пропевание песен, сопровождающих пальчиковую гимнастику, служит замечательным средством развития артикуляционного аппарата. Большинство чистоговорок, четверостиший прорабатывается “пропеванием” каждого слога одновременно с движениями пальцев сначала правой и левой руки поочереди, а затем обеих рук вместе. Это помогает сосредоточить внимание ребенка на четком проговаривании каждого слога в словах и развивает речедвигательную координацию органов артикуляции и рук.
- Позиционные пальчиковые игры
Упражнения и игры по развитию чувства ритма должны обязательно включаться в каждое музыкальное занятие как его неотъемлемая часть. Для лучшего усвоения каждая предлагаемая игра, упражнение может неоднократно повторяться и варьироваться в течение всего учебного года. Занятия должны носить непринужденный характер, без каких – либо замечаний детям и только с положительной оценкой.
Играйте, пойте и радуйтесь вместе с детьми каждый день!
Подробное описание работы
1. Для развития чувства темпа и ритма:
Упражнения с маршировкой
Следует помнить, что ни в чем: ни в осанке, ни в жесте, ни во взгляде, ни в выражении лица – не заключается столько элементов ритма, сколько имеется в маршировке, так как стопа во время прикосновения к земле неуклонно отмечает точку опоры для ритма.
В начале учебного года ведется работа над четким исполнением шага, отрабатывается координация движений общей моторики, по мере усложнения задания, в дальнейшем детям предлагается исполнить марш с атрибутами (ритмическими палочками, молоточками, флажками и т.д.).
Упражнение “Мы шагаем, мы играем” (“Марш” М.Робер)
На 1-ую часть музыки дети маршируют, на 2-ую часть дети исполняют заданный ритм на молоточках.
Упражнение “Ритмический марш” муз. Э.Жак –Далькроз.
Дети маршируют под музыку и на каждый шаг выполняют удар ритмическими палочками. Заданный ритм может меняться.
Методические рекомендации: перед исполнением упражнения сначала познакомить детей с музыкой, затем предлагается детям: ритмичная ходьба под музыку, проигрывание заданного ритма, когда дети хорошо усвоили ритм музыки и ходьбу, то выполняют движение одновременно.
“Упражнение с флажками”(“Пьеса” муз.Н.Александрова)
На 1-ую часть музыки А: 1-4 т. Дети выполняют 8 шагов по кругу, руки слегка покачиваются в такт музыке, согласуясь с движениями ног. На 5-8 т. Продолжают ходьбу в том же направлении, постукивая палочками флажков.
На 2-ую часть музыки В: 1-2 т. Два прыжка и стоя на месте три раза ударяют палочками от флажков над головой, 3-4 т. Шаги на месте, координируя движения рук и ног, 5-8 т. Повтор движений с 1-4 т.
На 1-ую часть музыки А: 1-4 т. Выполняют шаги в центр круга, постепенно поднимая флажки вверх. На 5-8 т. Отходят назад, постепенно опуская флажки вниз.
На 2-ую часть музыки В: Повтор движений.
Упражнения с мячами – фитболами.
Очень эффективный метод для развития чувства ритма у детей с ТНР. Для детей с речевыми расстройствами автоматизацию движений необходимо проводить с речевым сопровождением. Ритм стихов помогает подчинить движения тела определенному темпу, сила голоса определяет их амплитуду и выразительность. При использовании упражнений с мячами у детей формируется правильная осанка, развивается: дыхание, координация речи и движений, общая моторика. Для этого на занятии используются:
комплекс общеразвивающих и дыхательных упражнений под музыку
игровые упражнения на координацию движения и речи
звучащие стихи
музыкально – ритмические композиции
Игры: игры с именами, приветственные игры.
При использовании таких игр на занятии осуществляется коррекция психических функций: внимания, памяти, слухового восприятия, коррекция моторной сферы.
Игры с именами: “Как тебя зовут?” - игра используется в начале года при знакомстве с детьми. Дети располагаются по кругу и выполняют следующие действия:
- Каждый друг за другом называет свое имя.
- Каждый называет свое имя, проговаривая четко каждый слог.
- затем проговаривают свое имя, каждый его слог отмечая хлопками.
- проговаривают имя и шлепают по коленям
- проговаривают имя и исполняют ритм на музыкальном инструменте
“Много нас” - используется несколько имен и задается определенный ритм при проговаривании.
“Таня, Ваня и Антон, Коля, Оля и Семен” и т.д.
Приветственные игры: используются для создания благоприятной обстановки на занятии, заряда положительных эмоций.
“Передай привет или приветик” - дети встают по кругу и “инструментарием своего тела” в определенном ритме передают приветствие : при - вет (хлоп – хлоп; топ - топ, шлеп - шлеп; хлоп –топ, топ - шлеп и т.д.), так же передают при – ве – тик.
Игра на детских музыкальных инструментах
Довольно часто у детей с ОНР, с заиканием наблюдаются нарушения темпа и ритма не только речи, но и движений. В преодолении этих нарушений большую помощь может оказать игра на музыкальных инструментах. Чаще используются металлофоны и ударно – шумовые инструменты со звуками неопределенной высоты: бубны, молоточки, погремушки, кастаньеты, трещотки, тарелки, треугольники, барабаны, ложки, колокольчики, румбы и самодельные шумовые инструменты. Дети играют в оркестре несложные музыкальные произведения, народные мелодии, что целесообразно сопровождать игрой самого музыкального руководителя на фортепиано, баяне, аккордеоне или фонограммой. Это удобно, так как позволяет музыкальному руководителю дирижировать детским оркестром.
Вокальные упражнения
Практика показывает, что упражнения речевого этапа помогает детям легко и незаметно подготовить свои голоса к пению, поскольку их голосовой аппарат уже разогрет и готов к пению.
Вокальные упражнения очень важны для формирования координации слуха и певческого голоса.
Вокальное упражнение “Эхо”.
- Педагог поет имя ребенка на удобном для всех (примарном) звуке – дети повторяют. И так по кругу поем имена всех детей.
- Педагог поет имя ребенка на одном звуке (Ле- на), дети поют на том же звуке, но ласково (Ле-ноч-ка), и так далее.
- Можно петь слова “мама”, “здравствуй”, названия игрушек и т.д.
Пение с движением
Пение позволяет научить регулировать дыхание, развивать продолжительность выдоха, формирует чувство ритма и темпа речи. Целесообразно подбирать такой материал, который можно инсценировать по ходу его исполнения.
Например песни: “Два веселых гуся” р.н.п, “Тень – тень”, “Вот какие чудеса”, “Про лягушек и комара” муз.А.Филиппенко и т.д.
Координационно – подвижные игры
Координационно – подвижные игры – жанр детского фольклора, это игры соединяющие речь и движение, главное значение в них имеет ритм. Ритмизованная речь здесь является органической частью развития музыкального слуха детей. Ценность координационно - подвижных игр в том, что они:
- являются одной из эффективных форм психологического переключения во время занятий
- дают возможность детям “играть” своим телом как первым инструментом, передающим творческую активность
- развивают двигательные способности, память, чувство ритма, речевое интонирование
- учат ребенка ощущать свое тело и управлять им; бережно относиться к партнеру во время занятий; угадывать намерения друг друга, сотрудничать.
Коммуникативные игра - “Вот я выйду на лужок”
Вот я выйду на лужок, на лужок, на лужок,
Ребенок идет по кругу, выбирает
Дай мне руку мой дружок, мой дружок, мой дружок.
себе дружка, берет за руки и выводит на середину круга.
Мы с тобой покружимся, покружимся, покружимся.
Кружатся
Мы с тобой подружимся, подружимся, подружимся.
Обнимают друг друга
Мы поулыбаемся.
Руки лодочкой, наклоны головы
Вправо, влево, улыбаются
Так и распрощаемся.
Машут друг другу рукой.
(танец начинается снова, только уже два ведущих и так далее)
Игра – команда – “Заходите в гости” Ю.Мориц
Дети стоят по кругу или по всей площади зала. Интонация произнесения текста педагогом, темповые и динамические изменения играют очень важную роль – они помогают детям искать соответствующее отражение в движении, пластике и тактильности.
Чисто в домике у белки
вытягивают руки вперед, изображают белку – “лапки”
Дети вымыли тарелки
чередуя руки, круговыми движениями потереть ладошки друг о друга
Мусор вымели во двор - имитация движений
Палкой выбили ковер - левая рука вытянута вперед – “ковер”,
правой имитировать выбивание ковра
Постучался почтальон - постучать кулак о кулак
Благородный старый слон
расставить ноги, руками показать “уши”
покачаться из стороны в сторону
Вытер ноги о подстилку
имитация движений по тексту
Распишитесь за “Мурзилку”. Это кто стучится в двери? постучать кулак о кулак
Это мошки, птицы, звери - имитация движений по тексту
Вытирайте ножки, дорогие крошки.
Мы не станем здесь скучать – хлопки в ритм текста.
Будем танец танцевать!
Вот мы топнем одной ножкой
Топ – топ – ТОП, топ – топ – ТОП,
А теперь другою ножкой:
Топ – топ – ТОП, топ – топ – ТОП,
И присядем и привстанем –
Повторим еще разок,
Топнем правой (левой) пяткой дважды
повторить с правой и левой ноги
И вперед (назад) – на носок!
Мы попрыгаем все вместе
И покружимся на месте.
Встанем друг напротив дружки,
Встанем в пары – и потом
Обойдем-ка мы друг дружку
Мелким маленьким шажком.
Вот идем все в центр круга,
Крикнем в центре круга: “Хей”
И бегом в другое место поскорей!
Но не надо долго бегать,
И не нужно отставать,
Потому, что этот танец
Будем снова танцевать!
Элементарное музицирование
Элементарное музицирование с инструментами по системе Карла Орфа – одна из интереснейших для детей форм музыкальной деятельности. Музицирование – взаимосвязь музыки, движения и речи. Для музыкального воспитания речевые упражнения важны прежде всего потому, что музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. Ребенок учится пользоваться выразительными средствами, общими для речи и музыки. К ним относятся: темп, ритм, регистр, артикуляция. Речевые упражнения – это ритмические декламации стихотворного и прозаического текста. Ритмической основой для декламации служит как естественный ритм модели, так и специально сочиненный, измененный в педагогических или иных целях. Ритм заключенный в словах, фразах ощущается детьми естественно и “извлекается” без всякого труда: сначала звучащие жесты, потом переносится на шумовые инструменты. Базой для речевых упражнений служат: считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки и т.д. широко используются в речевых упражнениях игра чисто звуковыми элементами речи необходимыми для детей с нарушением речи (фонемами, фонематическими слогами) – артикуляционная игра и игра голосом. Инструментальное сопровождение речевых упражнений дает дополнительные богатые возможности для различных интерпретаций.
Народная потешка “Колокольцы”
Колокольцы – бубенцы (пауза)
раззвонились удальцы! (пауза)
Диги, диги, диги - дон,
угадай откуда звон! (пауза) – 2 раза
Методические рекомендации:
Для исполнения потешки используются маленькие колокольчики, бубенчики.
- Разучить текст с аккомпаниментом из звучащих жестов.
- Паузу хорошо подчеркнуть трещоткой, рубелем.
- предложить детям подпевать
- Затем петь “эхо” по фразам с аккомпанементом инструментов.
Потешку можно представить как игру: выбирают водящего, который стоит в центре с завязанными глазами. Дети бегут с колокольчиками по кругу и поют первую строфу. Затем останавливаются, исполняют конец потешки, звеня колокольчиками. Прячут их за спину. По безмолвному знаку педагога один из детей звонит в свой колокольчик, водящий пытается найти его по звуку.
Играйте, пойте и радуйтесь вместе с детьми каждый день!
Чудмаева И.М., музыкальный руководитель

Комментариев нет: